Мастер жизниЕсть ли смысл в этой жизни? | Мастер жизни

Есть ли смысл в этой жизни?

Человек, если он развивается, рано или поздно задаёт себе вопрос «А зачем всё это?».

Есть ли смысл в жизни, которую мы живём? Желание найти смысл – одно из главных стремлений человека. Потому что «если знаешь, для чего, сможешь вынести любое обстоятельство» (Ницше).

Расскажу об удивительном человеке, создавшем новый подход к вечным вопросам бытия.

Виктор Эмиль Франкл - всемирно известный австрийский психолог, психиатр, психотерапевт, философ, создатель логотерапии  - метода экзистенциальной психотерапии.

4 года он провёл в концлагерях, где спас многие жизни, где постоянно стоял вопрос о жизни и смерти. Этот опыт он описал в замечательной книге «Сказать жизни Да. Психолог в концлагере». Библиотека Конгресса США объявила ее одной из 10 книг, оказавших, по данным специального опроса, наибольшее влияние на американцев.

Что помогло Франклу пережить нечеловеческие условия? Он помогал людям выжить. Он писал книгу о смысле жизни. Он представлял себе, что на самом деле выступает с докладом о жизни в предельных условиях на конференции в большом тёплом зале. (Вспоминается фильм «Жизнь прекрасна».)

Был поразительный случай. Однажды Франкл на вечернем построении был направлен в эшелон, который каждое утро вез заключенных в газовые камеры. Никто из тех, кого отправляли этим утренним эшелоном, никогда не возвращался. Выбор был невелик: или броситься на проволоку под током, ограждавшую лагерь, покончить самоубийством, или попытаться бороться, использовать последние шансы. Франкл попрощался с матерью, потом с женой, после этого нужно было идти в свой сектор. Когда он шел туда, смотря на закат, он осознал, что сделал все, что мог в своей жизни сделать, и в первый раз ощутил, что у него нет уже никаких обязательств, никакой необходимости принимать решения. Он свободен от всего, от долга, забот, и на смену мрачному чувству пришло ощущение легкости, которой он не знал раньше. Его жизнь была уже завершена, и он оказался в позиции наблюдателя, который спокойно, беспристрастно смотрит на то, что будет дальше, что принесет жизнь — от него уже ничего не зависит.

Трудно описать, тем более понять, какие глубокие эмоции вызвали эти мысли, это осознание, — чувство счастья, благодарности, радости и удовлетворенности завершившейся и осуществившейся жизнью, чувство связанности со всем на свете, со всем сущим, с собой и миром… По пути к бараку, когда Франкл попрощался со своей жизнью, ему стало уже совершенно ни к чему себя убивать. У него возник интерес: а что еще может предложить ему жизнь, он ощутил себя в позиции зрителя в кино, который интересуется, чем закончится фильм. Эта позиция, определяемая его понятием самодистанцирования как одной из базовых характеристик человека, приняла в тот момент весьма интенсивную форму, позволяя выйти за пределы самого себя, своей собственной жизни и посмотреть на все со стороны.

Ничего, думал Франкл, в этот момент еще не доказано, потому что пока эшелон не пришел и не отвез меня в газовую камеру, жизнь открыта для всего, даже для самого невероятного и невозможного. Жизнь сохраняет свою открытость, в ней уже нет ничего предопределенного, — даже когда нельзя надеяться, всегда есть какая-то надежда вопреки любой безнадежности, даже самое невозможное иногда может оказаться возможным.

Последнее достоинство человека оказывается в том, чтобы ждать, что жизнь откроет тебе сейчас, быть открытым к этим возможностям, не исключать никакую из них, принимать и допускать любую. Нужно преодолеть ту своеобразную гордыню, будто бы ты знаешь заранее, чем все кончится. Это неправильно: нельзя быть настолько уверенным и точно знать, чем все завершится, посмотрим, что еще будет. Ведь никто не может гарантировать тебе на сто процентов, что ты погибнешь или будешь жить. Раз так, значит, твоя личная ответственность заключается в том, чтобы быть открытым всем возможностям, которые могут возникнуть. Может быть, эшелон взорвут, а возможно, он уйдет куда-то в другое место, где нет газовых камер.

Никто не может мне доказать и гарантировать полностью, что я завтра погибну в газовой камере, думал Франкл, поэтому есть шанс, и я должен по крайней мере сделать все, чтобы этот шанс не снижать. На следующее утро эшелон не пришел. Это был единственный случай за всю историю лагеря.

Значит, этот человек был нужен. Франкл прожил после этого еще более 50 лет, написал еще 32 книги, помог выстоять многим людям.

Давайте познакомимся с мыслями великого человека.

  • Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому себя посвятил, человеку, которого любит.
  • Судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует
  • В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками
  • Жизнь должна быть осмысленной (а осмысленной - значит заполненной делами), тогда человек приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма - этих двух следствий экзистенциального вакуума.
  • В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.
  • Вечная борьба духовной свободы человека с его судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.
  • Воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, только животное не бывает озабочено смыслом своего существования
  • Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы — свободы выбирать свой собственный путь
  • Духовное, это и есть свобода в человеке.
  • Духовность, свобода и ответственность — это три экзистенциала человеческого существования.
  • Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.
  • Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.
  • Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.
  • Из длительности сроков жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности.
  • Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы ощущаем необходимость измениться самим
  • Инстанция, перед которой мы несем ответственность, - это совесть. Если диалог с моей совестью - это настоящий диалог, то есть не просто разговор с самим собой, то встает вопрос, является ли совесть все-таки последней или же лишь предпоследней инстанцией. Эта инстанция, эта сверхличность - Бог
  • Человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, - значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека - становиться виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление вины
  • Когда человек поддается своим влечениям, это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе
  • Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуацией,  ему представляется случай актуализировать высшую ценность, осуществить глубочайший смысл, смысл  страдания
  • Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя
  • Мы существуем постольку, поскольку открыты для окружающего мира. Человек  для того чтобы, познавая и любя, отдавать себя
  • Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать
  • Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело.
  • Никогда в течение жизни судьба не предоставит человеку случая избежать необходимости выбора из альтернативных возможностей. Тем не менее он может сделать вид, "как будто" у него нет выбора и он несвободен в своем решении. Такое "поведение как будто" составляет существенную часть человеческой трагикомедии
  • Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения
  • Пусть тот из вас, кто лишен невротических проявлений, первым бросит в меня камень, будь он теологом или психиатром
  • Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения
  • Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке... Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл
  • Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо
  • У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия
  • Утрата смысла жизни – основная проблема современного общества, все остальные проблемы из нее проистекают
  • Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос
  • Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни
  • Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю
  • Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла

Ну, и как? Созвучно?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>